Путь нейролингвистического программирования к политической сфере был пройден быстро. Вскоре после возникновения НЛП попало в поле зрения военных и спецслужб. В декабре 1987 года руководство Пентагона рассмотрело доклад "О возможности использования НЛП для подготовки спецслужб и военных специалистов" (расходы США только на ее подготовку составили более полумиллиона долларов).
Постепенно технологии НЛП из сферы научных исследований и военных тайн попали в бизнес, а со временем - в политику. Массовый интерес политиков к этим технологиям возник после предвыборной кампании Рейгана, в которой активно использовались достижения и наработки НЛП.
Первой на постсоветском пространстве технологии нейролингвистического программирования в политической сфере начала использовать Россия. Уже в первой предвыборной кампании Ельцина один из пионеров российского нейролингвистического программирования О.Ситников выдвинул лозунг "Голосуй - или проиграешь", основанное на двух приемах НЛП (псевдовыборах и искусственного ограничения выбора) и обеспечило победу. Сейчас технологии нейролингвистического программирования обязательно манипулятивные – главное средство каждой избирательной кампании в каждом государстве.
В Украине, где политическая борьба продолжается и имеет тенденцию к значительному обострению противостояния между политическими лагерями, тоже активно (особенно в последнее время) используют приемы НЛП для получения политической победы, украинский политтехнолог С.Нестеренко, прогнозируя накануне парламентских выборов 2006 г. развитие и специфику будущих политической гонки, отметил: манипулятивные технологии будут применять так серьезно и интенсивно, что выборы станут "конкурсом на лучшего манипулятора". "Сейчас будут использоваться очень активно нейролингвистическое программирование и гипноз - технологии, влияющие на сознание людей ... Тот, кто будет применять лучшие манипулятивные технологии, и станет победителем", - заявил политтехнолог.
Применение нейролингвистического программирования в политической сфере характеризуется следующими особенностями:
1. Интенсивное и систематическое использование всего спектра потенциальных объектов воздействия: индивид - группа - массы (характерно для сферы бизнеса).
2. Направления влияния технологий нейролингвистического программирования прежде всего на массы. Такой подход позволяет решить ключевой политический вопрос любого общества: "Как завоевать, использовать и удержать власть?".
3. Активное маскировки и сокрытия применения технологий НЛП. Если в практике медицинского психологического консультирования обязательным является ознакомление клиента с основами нейролингвистического программирования перед их использованием, то в бизнесе и политике применения НЛП психотехник - глубоко скрытая деятельность. Эта особенность обусловлена несколькими факторами: а) в политике, как и в бизнесе, намерения инициатора применения технологий НЛП не всегда положительные б) психотехники НЛП в политике (бизнесе) является не столько средством решения проблем отдельного человека (группы, масс), сколько своеобразным эффективным оружием в борьбе с конкурентами за покупателей или электорат.
4. Цинизм инициаторов использования технологий НЛП. Манипулятивное применения нейролингвистического программирования по безликой массе значительно снижает моральный порог по сравнению с аналогичным использованием этой технологии в отношении одного (конкретного) человека.
5. Упрощение (огрубение) базовых НЛП процессов калибровки, рапорта и т.д., поскольку они в политической сфере, как и в бизнесе, часто касаются значительного количества людей.
6. Систематическое нарушение одного из ключевых принципов НЛП - "экологичности". Сутью этого положения является то, что любое изменение в системе взглядов, мировоззрении индивида должно органично совмещаться с другими составляющими системы, к которой он принадлежит (ближайшим окружением; социальной группой; обществом в целом, особенно если это политический лидер).
7. Зависимость частоты и интенсивности использования технологий НЛП от своеобразного "эффекта пирамиды власти". Частота и интенсивность использования психотехник возрастает в процессе борьбы за право ступить на высшие и высшие ступени власти. Это можно объяснить несколькими причинами: а) чем выше должность, тем необходимее поддержка большого количества электората, на который нужно срочно влиять б) освоение НЛП интеллектуально сложно, поэтому не все политики могут овладеть им, хотя именно эти знания уже достаточно давно включено в своеобразный "джентльменский набор" (как, например, английский язык) современного перспективного политика высшего эшелона власти, в) затруднено восприятие психотехник нейролингвистического программирования, их высокая технологичность (четкие и выразительные алгоритмы действия) предопределяют, с одной стороны, формирование ограниченного круга профессионалов в сфере нейролингвистического программирования, способных научить и предоставить психолого-методическую поддержку политикам, с другой - высокую цену их услуг.
8. Отсутствие объективной оценки реальной силы влияния технологий НЛП на общественные процессы. Оценочная амплитуда, распространенная в СМИ и общественном мнении, чрезвычайно широка: от мифологизации, гиперболизации роли НЛП, якобы способно зомбировать общественное сознание, в недооценке таких технологий, признание их политическим шаманством и шарлатанством.
9. Демонизация психотехник НЛП, навязывание общественности идеи относительно их исключительной антигуманности. За этим стоит нежелание распознать истинную сущность нейролингвистического программирования: оно является исключительно эффективным средством воздействия на мышление, эмоции и поведение человека, с помощью которого можно поступать как зло (зомбировать, подстрекать массы на противоправные действия; создавать мифические образы лидеров; деморализовать, блокировать позитивное общественное активность и т.д.), так и добро (находить общий язык во время переговоров, мобилизовать людей для выполнения положительного общественно значимого дела, направлять все их силы на достижение поставленной цели; сосредоточиться на намеченных целях и творчески разъяснять проблемы и т.п.). Так же обычный нож может стать и орудием убийства, и инструментом для приготовления пищи. Все зависит от морали, позиции и намерений того, кто применяет эти технологии для воздействия на общественные процессы. Российский специалист НЛП О.Ситников отмечал: "Методы достаточно эффективные и сильные, и если уж начинаешь кому-то помогать, нужно быть полностью уверенным, что это тот же человек".
Итак, нейролингвистическое программирование является мощным средством воздействия на мышление, эмоции и поведение отдельных людей, групп, масс, с момента возникновения широко используется в психотерапии. Конце XX в. НЛП стали активно апробировать и применять сначала в военной сфере, а затем в бизнесе и политике. НЛП в политике цель проникновения в подсознание индивида, группы, масс, моделирования и активизацию такого поведения объекта воздействия, которая бы максимально способствовала завоеванию, использованию и удержанию власти.
Применение нейролингвистического программирования в политической сфере имеет определенные особенности: использование практически всего спектра потенциальных объектов воздействия; предельная скрытность (таинственность) упрощение (огрубение) базовых НЛП процессов калибровки, рапорта и т.д.; систематическое нарушение ключевого принципа нейролингвистического программирования - "экологичности", высокий уровень циничности инициаторов использования технологий НЛП, зависимость частоты и интенсивности применения технологий НЛП от уровня политического противостояния, отсутствие адекватной оценки обществом фактов использования приемов и методов НЛП в политической борьбе.
Непросто найти работу, даже высококвалифицированным специалистам. Зная себе цену, все же следует следить за тем, что творится на рынке труда и соответствующим образом корректировать свои амбиции.