7 культовых стульев в истории дизайна

21 ноября 2006 г.

 

Эта семерка культовых стульев (стулом мы условно назовем любое устройство для сидения - от табурета до шезлонга) выбрана по субъективному желанию автора, основанному частью на количестве ремиксов, а также на популярности модели и на частоте упоминаний в литературе. Несмотря на почтенный возраст, кроме последнего, все эти стулья не стали музейной пылью, а живут в современных интерьерах, производятся и продаются огромными тиражами. Сегодня мебель покупают и по каталогам, и в интернет-магазинах, и в мебельных салонах.
Другой автор может предложить иной букет, и тоже будет прав
 
 
1.Венский стул "Модель №14"
1859
Дизайн: Михаэль Тонет, Австрия

Начнем обзор мебельных шедевров с того времени, когда слово "дизайн" может уже и было произнесено, но было совсем новеньким и нетронуто-блестящим. Середина XIX века, Австрия. Михаэль Тонет, мебельщик, в 1842 году запатентовал метод "гнуто-клеенной" технологии изготовления мебели, и с этого момента начался победный марш венского стула. Венских стульев было немало, как минимум 20 моделей. И каждая может вполне оправданно называться венским стулом. Тем не менее, среди всей этой гаммы есть стул, ставший действительно классикой - "Модель 14". Тонет довел эту модель до звенящего совершенства. Всего 6 деталей! Трехмерное гнутье позволило объединить спинку и задние ножки в одну деталь. Сидение круглой формы затягивалось камышовым плетением. Конструкция получилась очень легкой, пружинящей и, вместе с тем, стабильной. Но не революционность технологии стала причиной бешеной и устойчивой популярности венского стула. Удобный, легкий и ажурный, он обладал незаменимым свойством - мог вписаться в любой интерьер органично и незаметно. А, кроме того, волшебным образом "исчезал" - стоило человеку сесть на него, и стул напоминал о себе только изгибом тела сидящего.
 

2."Хилл Хаус", стул для спальни
1902-03
Дизайн: Чарльз Ренни Макинтош, Шотландия

Макинтош, будучи одним из "отцов" британского модерна, определил для последователей направления развития стиля, а сам пошел иным, уникальным путем, успешно избежав и символичности, и орнаментальности, и прочих составяющих модерна. Вместо упругих изощренных кривых - прямая линия и прямой угол. Чистый геометрический эксперимент. У стула "Хилл Хаус" и у других стульев этого семейства очень высокая спинка. Кажется, что дизайнер изменил требованиям функциональности, потакая своим эстетическим капризам. Но не мешает вспомнить, что этот стул предназначен специально для спальни. И становится понятно, что это не просто сидение, а очень полезный предмет обстановки. Это вешалка, на которой можно оставить головной убор и повесить одежду - горизонтальные перекладины весьма к этому располагают. Это своеобразная ширма, которая делит помещение на функциональные зоны. Это почти скульптура - вертикальная доминанта, организующая пространство интерьера. А еще это прототип оп-арта: планки, перекладины и промежутки между ними играют со светом и отбрасывают тени. Получается изменчивая светотеневая живопись.
 

 
3. Шезлонг "Model B306"
1928
Дизайн: Ле Корбюзье, Пьер Жаннере, Шарлотта Перриан, Франция

Великий функционалист Ле Корбюзье при всей небесспорности однозначно утилитарного подхода к вещам отнюдь не был противником комфорта (к счастью, комфорт - тоже функция). Этот стул - уже почти лежанка, а не стул - как нельзя лучше подходит к его крупно-плоскостным, индустриально-жилым интерьерам. Незначительный, чуть намеченный завиток, оживляющий девственную плоскость стен и пола. Изгибы проверены и перепроверены пропорциями модулора - необязательно испытывать телом, доверяешь взгляду - будет очень удобно, валик в головах убеждает в этом так красноречиво…
 

 
4. Табурет "№60"
1933
Дизайн: Альвар Аалто, Швеция

Простой табурет, продаваемый миллионными тиражами. Он был запущен в производство в 1933 году, сразу приобрел популярность, которая устойчиво сохраняется и по сей день. Бывают вещи, которые вне времени. Потому что они гениально просты, и, соответственно, совершенны. Круглое сидение и три L-образные ножки из гнутой фанеры. Минимум деталей, простая технология, в результате - очень дешево в производстве. Есть дополнительное полезное свойство: складируемость. Табуреты составляются один поверх другого высокой стопкой. Очень удобно при дефиците жилого пространства. И технология, и идеология очень близки к венскому стулу. Так же, как "Модель 14", аалтовский табурет ненавязчиво вписывается в интерьер. И, одновременно, он самодостаточен как эстетический объект. Мало того, трехногий круглый табурет играет в современном интерьере и некую символическую роль. Круг сидения, желтый, лакированный, - этакое солнышко в доме. Ножки - лучи. Материал - дерево - намек на экологичность. А если глубже копнуть эту тему, то, возможно, обнаружится множество других наслоений смысла и знаковости.
 
 
 
5.Табурет "Mezzadro"
1957
Дизайн: Ахилле и Пьер Джакомо Кастильони, Италия

В 1957 году, в Италии, на вилле Ольмо в Комо проходила выставка "Цвет и форма в сегодняшнем доме". Дизайнеры братья Кастильони представили на ней свою концепцию жилого интерьера. Нестандартные, временами причудливые сочетания вещей: вместе сосуществовали предметы обычные, "анонимного дизайна" и специально спроектированные. Идея коллажа присутствовала и в интерьере в целом, и в отдельных предметах. Квинтэссенцией коллажности стала забавная табуретка "Mezzadro". Непохожая ни на что, она в то же время навевает массу ассоциаций: то ли заводная игрушка, то ли консервный нож, то ли садовый инвентарь. Все гораздо проще. Братья-дизайнеры взяли сидение от трактора и укрепили его на стальной пружинящей рессоре. Получился необычный консольный табурет. Со времени той выставки актуальность формы "Mezzadro" не уменьшилась. Эта почти полувековая "старушка" весьма органично смотрится в агресивно-молодежных интерьерах и, даже в ультрасовременных хайтековских.
В качестве примечания.
У табуретки "Mezzadro" есть "брат", представленный на той же выставке и достойный упоминания. Они очень разные по внешнему виду, но весьма близки по духу. Это табурет для телефонных разговоров "Селла" - "Седло". Способ его использования звучит замысловато: "сидеть стоя или стоять сидя". Велосипедное седло насажено на металлический стержень красного цвета, а основанием служит чугунная полусфера. Получается своеобразная "неваляшка".
 
 
6.Кресло "Сакко"
1968
Дизайн: ПьероГатти, Чезаре Паолини, Франко Теодоро, Италия

Замечательный "мешок" итальянских дизайнеров, образец "антидизайна", бесформенный и (о ужас!) розовый. Хорошего дизайна, качественного дизайна к середине 60-х стало слишком много, и он начал утомлять. Радикальная молодежь предпочла делать "дизайн без вещей" - дизайн поведения. Они отказались от канонических методов проектирования и заменили их проектной игрой. В то же время, несмотря на "антидизайнерские" декларации, с точки зрения выполнения главной функции - удобно сидеть, кресло-мешок безупречен. Кожаная оболочка не туго наполнена пластмассовыми гранулами. Наполнитель легко принимает форму, удобную для сидящего, и столь же услужливо меняет ее для следующего пользователя. Эта идея эксплуатировалась последователями во множестве вариантов исполнения, пока не дошла до логического финала - "мешок" заставили застыть, выкачав из него воздух, и сохранили навечно отпечаток седалища хозяина (Идея: Рон Арад). Есть сомнения в эргономическом преимуществе подобного усовершенствования, но в этом действе присутствует нечто от арт-акции.
 

7."W.W. Stool"
1990
Дизайн: Филипп Старк, Франция

Нечто космически-органическое. Произвольная форма растительных кореньев с изумительной серебристо-хайтековской текстурой. Cимбиоз экологического сознания и космических технологий. Творение "биомеханического дизайна", идея которого активно пропагандируется Старком. Этот табурет балансирует на грани и в физическом, и во временном, и в эстетическом смыслах. Как объект для сидения, он кажется очень хрупким и неустойчивым, но это только видимость. Он существует сейчас, он вполне реален, но все же он немножко "завтрашний", он кажется пришельцем из неизвестного интерьера будущего. Пока он только гость, он неорганичен в нынешних интерьерах. Материал подчеркивает искусственность, но форма живая, природная. Техника и природа не противопоставляются, а странным образом сосуществуют в этом предмете.
 

 

Елена Новицкая

 





Комментарии

Еще никто не оставлял комментариев к данному материалу.

Добавить комментарий



Похожие статьи

  • Впервые работа украинца получила Гран-при на международном конкурсе дизайна в Японии
    Украинский креативщик Максим Москаленко известный под псевдонимом Максим Мирнов получил награду международного фестиваля JAPAN DESIGN WEEK. В конкурсе принимало участие 1260 дизайнеров из 59 стран мира: от независимых дизайнеров до профессиональных студий.
  • Serviceplan «обрезал» названия культовых фильмов в кампании для Sky
    Serviceplan создал неординарную печатную кампанию для Sky, – компании, предоставляющей услуги видеосервиса в традиционном формате и по запросу. Кампания под названием «Miss the Start. Miss the Story» была реализована в печатных СМИ, наружной рекламе и на странице сервиса Sky в Facebook.
  • Cartoon Network покажет лучшие истории тех, кто гордится своими отличиями
    Cartoon Network, один из ведущих детских телеканалов, входящий в портфолио «Медиа Альянс», провел ежегодную антибуллинговую кампанию под слоганом «Отличаться — это отлично!». Социальную инициативу канала поддержали АНО «БО «Журавлик», программа «Травли NET» и благотворительный фонд «Галчонок», а также проекты «Family Tree» и «Детям о важном».
  • Гвинет Пэлтроу сыграла сестер-близнецов в новогодней истории бренда TOUS
    Новую коллекцию украшений и аксессуаров Осень-Зима 2018 испанский дом TOUS представляет вместе с девятой Нежной историей. Это история о том, как эмоциональная ценность украшения растет со временем.
  • На Balenciaga подали в суд за копирование дизайна освежителя воздуха
    Испанский бренд Balenciaga обвинили в плагиате дизайна известных во всем мире освежителей воздуха для автомобиля.Как сообщает TMZ, корпорация Car-Freshner, владеющая правами на освежители воздуха Little Trees, обвинила бренд в краже фирменного дизайна - формы дерева. Популярную среди водителей форму Balenciaga использовал в своих кожаных брелоках.
  • Абоненты «Билайн» могут стать обладателями культовых дизайнерских кроссовок ASICSTIGER
    ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») и ASICSTIGERTM разработали четыре варианта дизайна для культовой модели кроссовок GEL-LYTE. Стать владельцем уникальной пары смогут только абоненты «Билайн» - победители городского квеста «Город по шагам» и конкурса в сообществах «Билайн» в социальных сетях.
  • Mozilla высмеяла запреты Европейской комиссии по копирайту с помощью культовых мемов
    Европейская комиссия выпустила реформу digital-копирайта с запретами публиковать определенный контент в интернете.
  • Секреты культовых фильмов в рекламе Volkswagen
    В Великобритании запущена рекламная акция автоконцерна Volkswagen в поддержку независимого кино, сообщает портал Creativity Online. В рамках кампании были сняты три видеоролика: "Челюсти", "Таксист" и "Молчание ягнят". В них показывались бытовые ситуации, которые якобы вдохновляли режиссеров-классиков. Согласно описанию кампании, многие из культовых моментов известных фильмов не были прописаны в сценарии.
  • Сразу 2 работы бюро графического дизайна "Артель Артемовых" вошли в топ-100 рейтинга дизайна СНГ
    Фирменный стиль 10 Киевского международного фестиваля рекламы и дизайн упаковки подарочного набора "World's best coffees" для ТМ "Paradise. Гурман клуб" вошли в топ-100 рейтинга дизайна СНГ, проведенного журналом "КАК" - наиболее авторитетным изданием о графическом дизайне на территории СНГ. Всего было рассмотрено несколько сотен работ дизайнеров России и ближнего зарубежья.
  • В «Крокус - Экспо» не хватило стульев
     3 октября в выставочном центре «Крокус-Экспо» (г. Москва) на X Международной выставке «ПИР. Индустрия гостеприимства» прошел семинар Евгения Жаркина, посвящённый брендингу и маркетинговым исследованиям, на который было продано 206 билетов.
Приглашение на выставку рекламы и полиграфии RemaDays Киев