УПАКОВКА КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ НА РЫНКЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

11 сентября 2015 г.

Какую роль играет упаковка при выборе покупателем того или ино­го товара? Как часто следует вносить изменения в упаковку и как лучше использовать ее элементы в общей рекламной деятельности компании? Каким образом позиционирование товара влияет на упа­ковку? Какие цвета в дизайне упаковки являются предпочтитель­ными? Ответы на все эти вопросы можно найти в данной статье.

Упаковка сегодня

Долгие годы упаковка была пред­назначена лишь для транспортиров­ки и сохранности продукта. В насто­ящее время наряду с утилитарными функциями упаковка выполняет мно­жество других задач: привлекает внимание покупателя, передает сущ­ность бренда, демонстрирует преи­мущества товара.

Согласно исследо­ваниям, большинство решений о по­купке принимается непосредственно в местах продаж, поэтому вероят­ность того, что яркую, оригинальную по форме, дизайну и удобную в ис­пользовании упаковку купят, очень большая, даже если предпочтение до этого отдавалось какой-то другой аналогичной марке.

Упаковка — важная часть интег­рированных маркетинговых комму­никаций (ИМК). Без нее невозможны никакие PR-кампании или промо-акции.

Роль упаковки в позиционировании

Позиционирование бренда — это место на рынке, которое занимает бренд по отношению к конкурентам, а также набор его покупательских потребностей и восприятий. Производитель должен с помощью товара и упаковки убедить потребите­ля, что способен удовлетворить его основные ожидания, сделать ему торговое предложение, от которого тот не сможет отказаться. Правиль­ное определение своего покупателя, его предпочтений и оформление в соответствии с ними упаковки товара позволит компании занять место в определенном сегменте и приобрести лояльных клиентов.

В зависимости от позиционирова­ния меняется внешний облик про­дукта. Рассмотрим несколько при­меров из собственной практики.

1 Кофе «Гранд 3 в 1» фасуется в удобные порционные пакетики (по 20 г) и предназначен в первую оче­редь для активных молодых лю­дей, которые ведут подвижный об­раз жизни (это подчеркивает дина­мизм бренда). В интернет-магазине http://coffeeok.com.ua можно купить кофе в зернах оптом по самым выгодным ценам, таким образом, получиться не потратить лишнего и наслаждаться хорошим кофе от лучших производителей.

2. На боковой стороне пачки от­борного цейлонского чая «Изумруд­ный остров» имеется небольшое «окошко», которое позволяет поку­пателю увидеть специальный фольгированный пакет, идеально сохраняющий все вкусовые свойства чайного листа. Ценителям хорошего чая очень важно иметь дополнитель­ные гарантии свежести сырья и его качества.

3. Для продвижения торговой мар­ки чая «Утренняя бодрость» наша фирма использует другой комму­никационный прием: на пачке раз­мещается слоган: «Чай «Утренняя бодрость» — крепкая заварка», ко­торый ориентирован на психологию российского покупателя с более низ­ким доходом.

Базовые элементы упаковки и их роль в процессе ИМК

Материал, композиция, цвет, шриф­ты, символы торговой марки, разъ­яснительный, технический и рек­ламно-информационный (комму­никационный) блоки — основные составляющие упаковки. Разъясни­тельная часть включает информа­цию о том, кем и где был произве­ден товар, сведения о химическом составе продукта, рекомендации по приготовлению; коммуникационный блок обычно состоит из легенды бренда, символики данной торговой марки, истории компании-произво­дителя, упоминаний о текущих маркетинговых мероприятиях; техни­ческие данные — это штрихкод, вес товара, ГОСТ, даты упаковки. Оста­новимся подробнее на некоторых из этих элементов.

Форма и упаковочные материалы

Упаковка оригинальной формы расширяет атрибуты выбора брен­да, играя роль «немого продавца и рекламиста». Благодаря развитию упаковочного оборудования появля­ется возможность воплощать самые неординарные креативные идеи. Ви­ды упаковок заметно различаются, что создает большое разнообразие на полках магазинов. К примеру, подарочные пачки таких чаев, как «Монастырский Валаам» и «Рождественский», были выполнены в виде шестигранника с оригинальным верх­ним клапаном. Для эксклюзивных сувенирных наборов чая, собран­ного с лучших плантаций Цейло­на, изготавливались роскошные де­ревянные коробочки.

В настоящее время для выхода в новые сегмен­ты рынка и привлечения большего количества потребителей со сред­ним уровнем дохода на заводе в г. Сходня запущена производствен­ная линия по фасовке натурального кофе в вакуумную упаковку, предотвращающую попадание нежела­тельных микроорганизмов, позво­ляющая увеличить срок хранения и сохранить вкусовые качества моло­того кофе.

Для поддержания конкурентных преимуществ товара, необходимо регулярно проверять, отвечает ли он изменяющимся предпочтениям це­левой аудитории, а также изучать опыт зарубежных компаний, работа­ющих в сфере передовых разрабо­ток упаковочных материалов.

Отклик конечных покупателей помогает сделать правильный выбор плано­вых усовершенствований упаковки. В 2003 г. отдел маркетинга ООО «Чай­ный дом «Гранд» провел серию фокус-групп, посвященных оценке новой банки кофе. С помощью рекламных постеров была представ­лена идея упаковки, а участников опроса попросили высказать свое мнение. Для этого использовались наводящие вопросы, которые поз­волили определить:

- степень проявленного респон­дентом интереса к новой концеп­ции упаковки (с объяснением);

- более и менее предпочтитель­ные характеристики;

- отношение респондентов к су­ществующим маркам или това­рам-конкурентам  (сравнитель­ную меру предпочтения и его причины);

- цену, которую готов заплатить потребитель за кофе в новой жестяной банке;

- степень его готовности к покуп­ке по определенной цене;

- воспринимаемое качество.

Недавно компания «Гранд» нача­ла кампанию по улучшению и техно­логическому усовершенствованию всех производимых чайных пачек. К поставщикам картона стали предъ­являться очень высокие требования, и каждый тираж стал тщательно про­веряться на соответствие контроль­ному образцу.

Композиция

В основе любой композиции упа­ковки должна лежать оригинальная креативная концепция, продуманный до мелочей сюжет. В 2004 г. в про­цессе создания этикеток для раство­римого холодного чая Grand Ice Tea стояла задача добиться того, чтобы у покупателя при визуальном контакте с новым продуктом, стоящим на пол­ке, возникали ассоциации, связанные с фруктами, свежестью и бодростью. Для этого дизайнеры использовали крупное и яркое изображение фрук­тов (акцент на вкусе и натуральности чая) и кусочков льда в стакане с на­питком (акцент на свежести и прохла­де).

В оформлении чайных этикеток зонтичного бренда «Гранд» применя­ют так называемые лайф-стайлы — картинки с изображением тех мест, где произрастают чайные сорта, или с фотографиями представителей це­левых потребительских групп. Пра­вильно подобранные слайды способ­ны «оживить» сам товар, сделать его ярче и менее скучным.

Многократное напоминание пот­ребителю с помощью разных изоб­разительных средств о том, для че­го ему нужен именно этот товар, чем он лучше другой брендированной продукции, закрепляет покупа­тельскую привычку и уменьшает риск переключения потребителя на товар фирмы-конкурента.

В рамках программ ИМК дизайн упаковки может быть дополнен наи­более часто повторяющимися, инте­ресными фрагментами из текущих коммуникационных проектов, прод­вигающих бренд (рекламных теле­визионных роликов, конкурсов, шоу-программ, мероприятий event-мар­кетинга, PR-кампаний). Сегодня на всех банках кофе «Гранд» размеща­ется фотография Ивара Калныньша, который снялся в серии рекламных роликов и является символом марки. Это помогает клиенту идентифици­ровать товар с рекламируемым брен­дом, с именем хорошо известной фирмы, с ее мощью и надежностью. Иногда «персонаж-символ» торго­вой марки становится для покупате­ля «приятным знакомым», а его об­раз, представленный на упаковке, способен повысить заинтересован­ность в дальнейшем приобретении продукции данного производителя. В своих письмах и телефонных звонках поклонники кофе «Гранд» с большой симпатией отзываются об известном актере Калныньше, прое­цируя приписываемые ему достоин­ства на саму кофейную марку.

Все составляющие упаковки долж­ны взаимно дополнять друг друга, усиливать итоговый коммуникацион­ный эффект, экономя финансовые ресурсы владельца бренда.

В настоящее время на рынке мас­совых товаров, имеющих мало от­личий, необходимо достаточно часто осуществлять легкий, едва заметный рестайлинг, грамотное обновление дизайна, сохраняя при этом осново­полагающие компоненты бренда: цвет, визуальные символы, логоти­пы и т. д. Интерес клиента нужно поддерживать постоянно, иначе он сделает выбор в пользу конкурента. Поскольку достичь новизны за ко­роткие промежутки времени путем глубоких технологических иннова­ций часто не представляется воз­можным, для решения подобных задач используются удачные ди­зайнерские находки.

Исследования, проведенные нашей фирмой, пока­зали, что подавляющее большинство респондентов высказываются в пользу периодического совершен­ствования упаковки. По их мнению, подобные меры повышают лояль­ность к бренду и увеличивают число повторных покупок.

Цветовое кодирование упаковки

Первое, на что обращает внимание покупатель, — это цвет товара. Поэ­тому, чтобы упаковка выделялась из общего ряда представленной продук­ции, можно использовать контраст­ное цветовое решение. Как известно, самые сильные контрасты образуют три цвета: красный, желтый и синий. К использованию контрастных цве­тов прибегают многие ведущие предприятия пищевой промышлен­ности, которые в упаковках продовольственных товаров чаще всего ис­пользуют следующие пары цветов: красный — зеленый, оранжевый — синий, фиолетовый — желтый. Это объясняется тем, что такие сочетания часто встречаются в природе: плоды и ягоды в листве, спелая пшеница на фоне неба и т. д. Некоторые виды продуктов требуют использования определенных цветов в оформлении упаковки: молочные изделия — бе­лый, зеленый и синий, цвета сочной травы и неба; хлебобулочные — жел­тый, песочный и коричневый.

Как правило, сочетание тех или иных цветов в дизайне упаковки свя­зано с особенностями и образом бренда. Торговая марка должна иметь свой индивидуальный цветовой код, посылающий мгновенный сигнал пот­ребителю. Таким образом, для пачки чайного напитка «Гранд Каркадэ» ис­пользуется розовый цвет, т. к. именно такой цвет приобретает настой данно­го растения; красный цвет банки кофе «Гранд Классик» символизирует ак­тивность, бодрость и энергию.

Цвет помогает выделить товар на полке. В крупных сетевых магази­нах выкладка осуществляется по методу «цветового пятна»: чем оно крупнее, тем заметнее в торговом зале будет фирменная упаковка и тем выше вероятность увеличения продаж. В планограммах, разрабо­танных отделом маркетинга груп­пы компаний «Гранд», торговым представителям настоятельно реко­мендуется придерживаться имен­но блочной выкладки, при которой бренд должен  попадать  в  поле зрения находящегося в магазине клиента и удерживать его внимание в течение нескольких минут.

Упаковка как носитель маркетинговой информации

Упаковка входит в комплекс мар­кетинговых интегрированных ком­муникаций, являясь превосходным носителем рекламной информации. Важно, чтобы она соответствовала основной идее торговой марки и усиливала эффект воздействия на целевую аудиторию других средств маркетинговых коммуникаций (рек­ламы, акций по стимулированию сбыта, мерчандайзинга и т. д.).

В период проведения промо-мероприятий упаковка может стать «бо­нусным элементом»: содержать про­дукт большого веса по цене продукта с меньшим весом, включать бесплат­ный сувенир, премию, скидку и т. д. (например, пачка чая «Великий Тигр» с пятью дополнительными фильтр-пакетиками используется в качестве бонуса при совместных маркетинго­вых мероприятиях).

Собственно упаковочные элемен­ты (крышки, ярлыки, вкладыши, штрихкоды) порой являются свое­образными лотерейными купонами (например, необходимо собрать оп­ределенное количество крышек и получить в обмен на них приз).

Во время рекламной кампании «Новая жизнь с Grand Tea» на пачках чая были опубликованы условия про­ведения призовой акции с приглаше­нием принять в ней участие и изобра­жены основные подарки. За несколь­ко месяцев пришло около ста тысяч писем из разных регионов России. Такой способ коммуникации позво­лил сократить финансовые расходы на показ телевизионных роликов.

Кроме того, упаковка выступает и в качестве носителя аргументов це­новой политики. Для дополнитель­ной мотивации на пакетах с субли­мированным растворимым кофе Grand Extra сообщалось: «Отличный кофе по выгодной цене». Потреби­тель получает возможность сэконо­мить, заплатив меньше за превос­ходный продукт, стоимость которо­го в обычной стеклянной банке немного больше.

Размещение на упаковках интерес­ных историй из жизни лого-героя, связанного визуально и концепту­ально с торговой маркой, также мо­жет быть очень эффективным. Нап­ример, на пачках всей чайной серии «Генералиссимус» были описаны за­бавные случаи из жизни известного русского полководца А. В. Суворова. В этом случае акцент делался на ин­тересе основного ядра целевых пот­ребителей к отечественной истории, на их патриотических чувствах, гор­дости за свою страну.

Немаловажное значение имеет раз­мещение на упаковках медалей, зна­ков отличия, дипломов, полученных брендом на разных ежегодных выс­тавках, фестивалях или в ходе незави­симых экспертиз. Награды, выданные организаторами конкурсов «Бренд года», «Народная марка», «Супер­бренды», укрепляют репутацию тор­говой марки, усиливают ее положи­тельное восприятие со стороны всех, кто приобретает эту продукцию.

Требования, предъявляемые к дизайну упаковки

Основное требование к дизайну упаковки заключается в соответ­ствии принципу KISS (Keep it short and simple), поскольку всегда возни­кает вопрос: «Не слишком ли сло­жен для понимания покупателя соз­данный образ товара?» Информа­цию на упаковке следует четко дозировать и структурировать. Если изобразительный ряд перегружен, а базовые доминанты бренда не вы­делены, то, скорее всего, покупатель не захочет тратить много времени на изучение тяжелой для восприятия этикетки и выберет какую-нибудь другую марку. Таким образом, ис­пользовать слишком много глав­ных информационных элементов, контрастов и цветов не рекомен­дуется. Лучше применять не более пяти основных цветов и столько же надписей и изображений, однако иногда имеет смысл применять фор­мулу «7±2».

Все планируемые к выводу на ры­нок продукты, имеющие некоторые качественные различия, но выступа­ющие под одной зонтичной торговой маркой, должны соответствовать еди­ному стилевому решению. В против­ном случае произойдет размывание образа бренда, снизится КПД всей коммуникационной стратегии.

Упаковку следует менять и совер­шенствовать не только на стадии раз­работки продукта, но и в течение все­го жизненного цикла товара. Как уже отмечалось выше, без периодичес­кой корректировки внешнего облика бренда невозможно успешное конкурирование на рынке. Однако чрез­мерное пристрастие к переменам в «брендовой оболочке» без объек­тивных причин и предварительных маркетинговых исследований может сыграть и негативную роль. По мне­нию ведущих экспертов в области брендинга, некоторые представители потребительского общества испыты­вают потребность в новых вкусах, за­пахах, цветовых решениях, ситуациях потребления, но при этом они оста­ются консервативными в отношении требований к форме упаковки.

Большинство ведущих фирм-про­изводителей указывают на упаковке контактные телефоны, для того что­бы покупатель смог лично пообщать­ся с представителями фирмы, выска­зать свои замечания или пожелания. Все звонки тщательно обрабатыва­ются, анализируются, а затем переда­ются в отдел маркетинга.

Но самое главное — не обмануть ожидания конечного потребителя. Не рекомендуется выходить за пре­делы той ценовой категории, на ко­торую товар ориентирован. Если упаковка безупречно выполнена, но при этом выглядит дороже или дешевле, чем продукт, находящийся внутри нее, то могут возникнуть серьезные проблемы с реализаци­ей. Всегда следует помнить простую истину — посредственный продукт, не удовлетворяющий запросы поку­пательской аудитории, способен по­губить даже самую превосходную «одежду бренда».

Заключение

В XXI веке, в условиях так назы­ваемой «экономики впечатлений», упаковка  становится  еще  более эффективным средством воздей­ствия на потребителя. По мере роста доходов российских граж­дан усиливается их желание при­обрести тот бренд, который кроме хорошего качества предложит им незабываемые ощущения или поднимет их социальный статус. Необычность и оригинальность той или иной торговой марки с нестан­дартными атрибутами заставят потребителя совершить пробную покупку.

Благодаря своему индивидуаль­ному облику товар способствует формированию повышенной лояль­ности со стороны торговых сетей и дилеров. Дистрибьюторы все чаще предъявляют производителю до­полнительные требования к креативу, удобству, функциональности про­дукции и др.

Когда конкурентная ситуация из­менится и маржа снизится, многие предприятия будут вынуждены сок­ратить издержки, в том числе рек­ламные, возникнет необходимость более серьезно работать с упаков­кой, уделять ей больше внимания, чем сейчас.





Комментарии

  • Виктор (2016-03-19 20:31:17) Мы тоже упаковку используем только качественную.
  • Карина (2016-03-20 08:04:13) Лучше всего картон. Мы заказываем коробки из гофрокартона.

Добавить комментарий



Похожие статьи

  • Тимбилдинг – важный элемент в концепции результативного бизнеса Тимбилдинг – важный элемент в концепции результативного бизнеса
    Популярный термин «тимбилдинг» считается на сегодняшний день одним из многообещающих и перспективных модификаций коллективного менеджмента.
  • Реклама в системе маркетинговых коммуникаций как средство формирования спроса на товары и услуги

    Маркетинговые коммуникации представляют собой процесс передачи информации о товаре и компании целевой аудитории. Целевая аудитория представляет собой группу людей, которые получают маркетинговые обращения и имеют возможность реагировать на них.

  • Патриотизм тормозит падение на многих рынках потребительских товаров
    Патриотический спрос носит кратковременный характерПатриотизм украинцев оказался единственным камнем преткновения, затормозившим падение на многих рынках потребительских товаров. Инфляция, курсовые качели, нестабильная политическая ситуация привели к падению спроса на продовольствие, товары быта, одежду, обувь.
  • Дизайн офиса как элемент брендинга Дизайн офиса как элемент брендинга
    В последнее время дизайн офиса претерпел существенные изменения. Также как и психологический климат в целом. Человеческий ресурс является главным фактором активной и плодотворной работы любой организации.
  • Упаковка – важный и неотъемлемый процесс на каждом производстве
    Сегодня большинство современных предпринимателей понимают, что упаковка – весьма важный вопрос, который следует решать со всей ответственностью. От того, на сколько продумана упаковка, будет зависеть и хранение продукции, и транспортировка и выкладка на полки. С каждым днем все чаще предприниматели сталкиваются с той проблемой, что упаковка либо слишком дорогая, либо неудобная, либо не прочная, но есть решение этих проблем – гофротара.
  • КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ
    Сущность, цель и принципы классификации товаровКлассификация - это логический процесс распределения товаров по наиболее характерными и существенными признаками. Она имеет большое теоретическое и практическое значение.В научных исследованиях классификацию используют для обобщения и упорядочивания полученных результатов, а также как средство дальнейшего научного поиска.
  • Визитные карточки как элемент деловых отношений.
    Визитные карточки как элемент деловых отношений быстро входит в деловую жизнь отечественных бизнесменов, менеджеров, хотя наши иностранные партнеры, особенно в развитых странах, всегда оказывали им должное внимание. Используют визитные карточки в таких случаях:
  • Рекламно-информационная работа в магазине как элемент мерчендайзинга
    Продвижение товаров в розничной торговлеНаиболее эффективно мерчендайзинг может быть использован при условии применения таких тривиальных правил, которые почти все специалисты-практики знают как абсолютные истины и даже не относят к мерчендайзингу:
  • Производители потребительских товаров перешли на интернет-рекламу
    В прошлом году затраты производителей еды и напитков на рекламу в основных традиционных медиа сократились. Единственным исключением стала реклама в интернет. По данным eMarketer, производители потребительских товаров потратят на рекламу в интернет около $288 млн. Это на 36.6% больше, чем в 2006 году. Согласно данным TNS Media Intelligence , интернет стал единственным медиа, где в прошлом году наблюдался рост затрат на рекламу еды и напитков. Затраты производителей потребительских товаров на рекламу в газетах сократились практически на четверть, на наружную рекламу - на 9.5%. В то же время затраты на интернет-рекламу выросли на 27%, составив $183.4 млн (без учета контекстной рекламы).
  • Direct mail: традиционный элемент директ-маркетинговых кампаний
    В начале девяностых достаточно типичной и показательной была ситуация при получении рекламного письма по почте. В большинстве случаев реакция получателя была однозначной – “Откуда вы достали мой адрес?!” Сейчас это время прошло, и практически ни для кого не является секретом такое понятие, как база данных (БД).
Приглашение на выставку рекламы и полиграфии RemaDays Киев