По теории рекламы написано огромное количество литературы, проведена масса исследований, как в области маркетинга, так и по психологии потребителей. Общая масса авторов книг по теории рекламы, упражняясь в искусстве словоблудия, “открывают нам глаза” на то, как все должно быть “на самом деле”. Изложение материала в этих книгах и статьях можно сравнить с разговорами психологов или юристов: нет ни четкой линии, ни позиции, ни стратегии. Даже знаменитая книга Джека Траута “Дифференцируйся или умирай” по сути звучит как “Дифференцируйся или умирай, но в принципе можно не дифференцироваться и достойно процветать”.
Прописные истины - вот то единственное, что можно почерпнуть из подобных книг. Потратив массу времени, мы получаем лишь грустный осадок в душе от осознания того, что так и не поняли, как действовать дальше. Теоретики рекламы пишут гигантские опусы о том, как надо придумывать идеи, говорят о многогранности вещей, о том, что такое “на самом деле” креатив. В большинстве своем такие произведения пишутся специально для творческих импотентов, чтобы человек, вместо того, чтобы придумать идею, умно рассуждал о технологии ее придумывания, извергая при этом тонны англоязычных рекламных терминов. Авторы этих книг вдаются в такие подробности и тонкости, что в конце концов забывают с чего начинали, прыгают с одной темы на другую, сыплют огромным количеством примеров, которые противоречат друг другу, и радостно заканчивают каким-нибудь банальным “выводом”. Правда, написание качественного словоблудия - это тоже своеобразное искусство, по крайней мере, необходимо быть в теме.
Читать или не читать?
Для того чтобы понять, нужно ли читать подобные книги, надо выяснить для себя, зачем вообще мы что-то читаем. Научными трудами, благодаря своей витиеватости подобные книги быть не могут, следовательно, быть руководством к действию они тоже не способны. Читать их может быть интересно только из-за любопытных примеров роста и гибели компаний. Относиться к ним надо как к историческим заметкам, которые можно почитать на досуге. Такие книги дают простым смертным возможность нахвататься рекламных терминов, чтобы в будущем уподобится “динозаврам маркетинга”.
Кто такие рекламисты?
Популяризация “науки о рекламе” приводит к тому, что нынешние рекламисты - это не только и даже не столько работники рекламных агентств. Девяносто девять процентов менеджеров среднего и высшего звена считают себя специалистами по рекламе. Почему 99%, а не 100%? 99% взято так, для красного словца, чистого вида спекуляция цифрами. Спросите у любого менеджера, работающего даже в небольшой компании о том, как он оценивает ту или иную рекламу, тот или иной продукт, он тут же начнет сыпать понятиями “позиционирование”, “имидж”, “креатив”, “целевая аудитория”, “эмоциональная и рациональная сторона бренда” и так далее и тому подобное. Откуда, откуда они черпают терминологию и такие “глубокие” знания маркетинга и рекламы? Именно оттуда, из подобных книг по маркетингу, креативу, рекламе, PR. Возможно, что они еще прошли курсы креатива, или отучились несколько лет в институте рекламы и стали в этом деле “профессионалами”. Почему в кавычках? Потому что нет такой науки “Как придумать идею”, а для того, чтобы обсуждать идею, не нужно никаких глубоких познаний в рекламе, нужен лишь здравый смысл.
Отступление: целевая аудитория – “рекламисты”.
Учитывая вышеизложенное, хочется отметить, что, делая рекламу для менеджеров среднего и высшего звена, нельзя забывать, что они являются теми самыми рекламистами, перед которыми вам необходимо “выпендриться”, они оценивают вашу рекламу с точки зрения ее “креативности”, “дизайна”, “эмоциональности” и так далее и тому подобное. Эта целевая аудитория – искушенные ценители вашей рекламы.
Зачем же тогда это всё?
Продать идею можно за “спасибо”, “большое спасибо”, “огромное человеческое спасибо”, а можно за $10000 и больше. Как же продать хорошую идею за большие деньги? Мы ведь знаем, что некоторые агентства получают даже за очень посредственную рекламу десятки тысяч долларов. Когда заказчик дает вам задание, и на следующий день вы выдаете на одном листочке результат, то ощущение от этого такое, что стоить ваш продукт должен крайне мало, так как придумали вы его за пять минут. И за это вы получаете по праву в денежном эквиваленте “спасибо большое” и то, в лучшем случае.
Другое дело, если через месяц “кропотливой работы” вы вместе с этой идеей выдадите тридцать страниц документации о том, почему и как эта идея писалась, промодиск с лазерным шоу и в придачу сыплющего терминологией менеджера. Это уже стоит больших денег. Весь пафос в том, что сегодня принято платить не за идею, а за шоу. Заказчик сможет в будущем с гордостью сказать, что заказал это в известном агентстве и заплатил большие деньги.
Резюме всей этой статьи в том, что выхода из сложившейся ситуации два: развенчать миф о “научном” подходе в рекламе, либо смириться и подавать свои идеи, обличенные “научными” обоснованиями. С первым бороться бесполезно в связи с большим числом сторонников “научного” подхода. Однако не стоит забывать, что негативное отношение к “научному” подходу растет с каждым новым бездарным результатом рекламных агентств. Заказчикам нужны идеи, а не тексты о том, как эти идеи придумать. И единственное, чем можно и необходимо аргументироваться в сфере рекламы - это здравый смысл, опыт и интуиция.
Белоусов Юрий
Результаты исследования Experian: клиентоориентированная стратегия предотвращения мошенничества способствует повышению выручки интернет магазинов
Что такое бренд? Кто-то считает его эффективным инструментом коммуникации, кто-то мифом, придуманным маркетологами. Даже профессионалы от маркетинга затрудняются дать ответ, и часто предлагают весьма расплывчатые варианты.
Продукт, маркетинг, брендинг и реклама на реальных рынках так сильно переплетены, что рассматривать одну тему, не затрагивая все прочие очень сложно. Вот и сейчас, решили писать о маркетинге детских продуктов (как правило – пищевых) , а цепочка протянулась от персонажей из мультфильмов к общей теории эмоций человека. Слишком все запутано в речах тех, кто занимается маркетингом. И слишком многое надо рассказать, дабы читатель прекратил мечтать о несбыточном, не забивал голову ерундой, которую генерируют деятели маркетинга, и что самое важное для нас – понял логику процесса и смог действовать эффективно. Основная тема данной статьи – продвижение детских продуктов. Вторая тема – эмоции и их роль в маркетинге вообще. Первая тема поможет делать верные шаги в детском маркетинге, вторая – избежать шагов неверных в маркетинге взрослом. Что важнее – решайте сами.