Внушение и транс в рекламе

22 марта 2007 г.

 

Реклама часто использует различные психотерапевтические техники с целью влияния на сознание и поведение потребителя. Вот несколько наиболее распространенных техник и приемов в рекламной практике.

Внушение

Внушение - это способ влияния одного человека (суггестора) на другого (суггеренда) или на группу, рассчитанный на некритическое восприятие сообщений. Идеи, суждение, мысли подаются без доказательств.

Суть внушения во влиянии на чувства человека, а через них - на его ум и волю. Считается, что в основе процесса лежит ослабление сознательного контроля относительно информации, которая воспринимается. Влияние содержания, воспринятого на основе внушения, отличается навязчивостью: оно почти не подвергается осмыслению и коррекции.
 
Сначала внушение рассматривали исключительно как средство лечения, позднее этот метод начали использовать в педагогике, политике, рекламе и других сферах. Различают первичную внушаемость - готовность соглашаться с информацией на основе некритичности восприятия информации (например: “Вы покупаете не фрукты, а здоровье...”) и престижную внушаемость - изменение мнения под влиянием информации, полученной от высокоавторитетного источника (например: “Качество шампуня подтверждено клиническими испытаниями в лаборатории Z”).

Внушение - основной психологический метод влияния. Оно может осуществляться с помощью разнообразных приемов. Например, внушение определенным действием или другим не лингвистическим способом, называют реальным внушением. Если суггестор пользуется лингвистическими средствами, то говорят о вербальном внушении. Различают также прямое и опосредованное внушения. При прямом внушении осуществляется прямое словесное влияние на человека, как правило, в форме приказа. При опосредованном, скрытом внушении необходимы определенные условия.

В большей мере подвергаются внушению дети, люди утомленные или с ослабленным здоровьем.
Внушение в рекламе может быть довольно эффективным при определенных условиях. Например, существует мнение, что внушение влияет наиболее сильно в “благоприятные” периоды времени, когда человек ощущает усталость, мыслительные процессы замедляются, мышление плохо работает. В такие моменты реклама может действовать более успешно. Она будто продолжает за человека мысль, подводит его к решению проблемы. Поэтому человек в таких ситуациях может принять точку зрения, высказанную рекламистом, как собственную, даже не замечая этого.

Многоразовое повторение внушения или персеверация - один из наиболее популярных способов повышения внушаемости языка, который действует как в структуре других техник, так и самостоятельно. Повторение придает утверждениям силу дополнительного  убеждения и превращает их в навязчивые идеи. Слушая рекламу снова и снова, в разных версиях, человек начинает проникаться ею, заучивает и убеждается, принимает эти утверждения за собственные мысли.

Повторение внедряется в подсознание, где, собственно, зарождаются мотивы действий. Когда потребитель рекламы сто раз прочитал, услышал или увидел на экране, что наилучший шоколад - шоколад Х..., он воображает, что часто слышал об этом от своих знакомых и друзей, и в конце концов, утверждается в этом.

Классический гипноз

По традиционному определению, гипноз - временное состояние сознания, которое характеризуется сужением его объема и резким фокусированием на содержании внушения, что связано  с изменением функций самоконтроля. Способы введения человека в гипнотическое состояние были известны и широко применялись в древности, например, практики колдунов, шаманов, жрецов и т.д.

Выделяют три стадии, которые характеризуют глубину гипноза: сонливость (эта стадия характеризуется легкой слабостью и дремотой, человек еще может противостоять внушению), гипотаксия (человек не способен к выполнению действий, наблюдается глубокая мышечная слабость), и сомнамбулизм (характеризуется амнезией и способностью выполнять не только гипнотические, а и постгипнотические внушения).

Эриксонианский гипноз

В современной психологии и психотерапевтической науке наряду с классическим гипнозом широко используют эриксонианский гипноз.

Классический гипноз, как правило, понимают как процесс управления - один человек приказывает, а другой - выполняет приказы.

В эриксонианском гипнозе принято представление о трансе, как о результате сотрудничества, когда транс создается вместе с партнером. М. Эриксон считал транс естественным состоянием человека, когда его внимание направлено большей частью внутрь, а не на внешний мир. По убеждению М. Эриксона, человек нуждается в трансе, поскольку именно в состоянии транса он обращается к внутреннему опыту и организует его таким образом, чтобы изменить свою личность в нужном направлении. Транс выступает инструментом, который позволяет усилить реакции человека, и помогает суггестору (например, врачу, психологу или рекламисту) достигать своей цели. (Семинар с доктором медицины М.Г.Эриксоном (уроки гипноза) – Москва: “Класс”, 1994.).

После Второй Мировой войны в мире происходит всплеск исследовательского интереса к манипуляции сознанием. Идеологические (прежде всего военные) ведомства обобщают опыт военной пропаганды. Рекламные агентства начинают активно изучать потребительское поведение. В настоящее время усиливается влияние психотерапии на культуру в целом, и на рекламу в частности. Первые выводы, которые были сделаны в послевоенные годы относительно потребительского поведения:

1) человек склонен к импульсивным покупкам: средний американец при посещении магазина делает в среднем покупки на сумму, которая в восемь раз больше, чем он собирался потратить.
2) реклама большей частью не изменяет убеждений человека относительно товара, которому он отдает предпочтение. Но, если этого товара не окажется в продаже, он возьмет тот товар, который сейчас рекламируется.
3) когда человек видит тот товар, который сейчас купит, он замирает, прекращает моргать и глотать слюну, дышит реже, зрачки расширяются, взгляд становится расфокусированным.

Эти признаки полностью совпадают с признаками гипнотического транса. Таким образом, появилось убеждение, что реклама должна провоцировать трансовую индукцию при встрече с товаром и импульсивные покупки. Относительно наведения гипнотического состояния в рекламе было создано немало методик. Одним из главных тезисов стало утверждение о том, что потребитель рекламного сообщения склонен отождествлять себя с рекламным персонажем (феномен идентификации является фундаментальным принципом литературы, драматургии, кинематографии).

Потребитель рекламы склонен подсознательно отождествлять себя с персонажем этой продукции, если персонаж подобран достаточно изоморфно. Реальный человек усвоит поведение рекламного персонажа и при встрече с реальным товаром будет вести себя так же, как рекламный персонаж. Следующий шаг в этом направлении - использование одного из наиболее быстрых способов наведения транса в психотерапии - демонстрация трансового поведения одного или нескольких персонажей при встрече с товаром, который рекламируется.

Вербальное описание поведения, которое сопровождает демонстрацию трансового поведения в фильме приблизительно такое:

1) “Когда я вижу товар А (ощущаю запах товара, ощущаю на вкус, слышу товар-музыку),
2) я замираю”.
По этой схеме был создан телевизионный ролик йогурта, который продолжительное время демонстрировался на украинском телевидении (“Когда я наслаждаюсь йогуртом Z, мир вокруг меня замирает”. Слоган: “Йогурт Z. И пусть весь мир подождет!”). При этом текст ролика подкреплялся визуальными образами “замирания” окружающего мира.

Существует множество техник трансовой индукции. Например, техника “Взгляд из будущего”: по аналогии с тем, как Вы сегодняшний оцениваете свои правильные и неправильные действия в прошлом, можно показать, как Вы будущий оцениваете действия себя сегодняшнего. Пример такой рекламы - американская печатная реклама страхования жизни. На фотоснимке изображена семья за обеденным столом: стол, четыре стула; на трех из них сидят женщина и двое детей, а четвертый стул свободный и немного отодвинут от стола. Подпись под фотографией: “Спрашивают, нужно ли страховать жизнь? Спросите вдову.” 

Интересна техника возрастной регрессии, которая активно использует обращение к теме “старых добрых времен” с одеждой или элементами интерьера в ретро-стиле, взаимоотношения бабушки с внуком, старые фотографии и т.д. При этом фильм сопровождается (или его заменяет) словесное описание: “вкус вашего детства”, “аромат вашего детства”, “печенье, которое делала мама” и т.д.

Активно используется также техника наведения транса через использование естественных трансовых состояний. Сюжеты фильмов: демонстрация состояния после пробуждения (обычно применяют в рекламе кофе) и состояния перед засыпанием (часто используют для рекламы спальных приналежностей ), показ трансових состояний во время отдыха возле воды, рыбалки, отдыха на пляже с персонажами, которые смотрят на водную поверхность, демонстрация утомительной поездки в транспорте, персонажей, которые любуются картинами природы, например, персонаж смотрит в небо, и тучки образовывают надпись.

Следующий метод наведения транса – с помощью перегрузки сознания. Например: демонстрация двух персонажей, которые одновременно разговаривают, или хаотическое изменение картинок в кадре и быстрая речь и т.д.

Довольно часто используется метод разрывания шаблонов, он  особенно распространен в телерекламе: демонстрация решения сложной проблемы с помощью товара, который рекламируется или ситуации, где кого-то из персонажей внезапно “хватают за рукав” и объясняют ему преимущества товара, который рекламируется и т.д.

В рекламных фильмах часто создается ситуация полной неопределенности, непредсказуемости, когда зритель до последнего момента не знает, что именно рекламируют. Состояние потребителя такой рекламы по структуре довольно близко к состоянию гипнотика, который находится на пятом шагу семишаговой модели М.Эриксона, т.е. который получил “установку на то, чтобы ничего не делать” (Горин С. А вы пробовали гипноз? – Спб.: Лань, 1995). Полученная на таком фоне ожидания инструкция воспринимается очень охотно.

Названия многих товаров - это искусственные слова, которые позволяют активно применять технику наведения транса с помощью несуществующих и искусственных слов.

Рекламный текст насыщается несуществующим словом, каждое новое предложение текста начинается этого слова. Человек привык, что определенные комбинации звуков имеют смысл. Когда в языке он встречает фрагмент, который не имеет смысла, но имеет форму слова, его сознание на этом слове останавливается и начинает искать смысл. Если в рекламном сообщении постоянно встречается это непонятное слово, то немало понятных слов пойдут непосредственно в подсознательное, а слушатель будет спонтанно погружаться в транс.

Довольно распространенная в рекламе техника “якорения”. “Якорем” в нейро-лингвистическом программировании называют стимул, который запускает механизм сформированного условного рефлекса. “Якоря” могут быть “положительными”, если они “запускают” положительные эмоции и оказывают содействие развитию реакции, и “отрицательными”, если связывают с неприятными ассоциациями, воспоминаниями или оказывают содействие погашению определенной реакции. У человека условный рефлекс формируется часто после определенной последовательности событий. Например, человек, который попал в автокатастрофу, начинает бояться ездить в автомобиле и т.д. В роли “якоря” в рекламе могут выступать лицо, сцены из жизни, определенные звуки, картины и т.д. В терминологии НЛП “якоря” разделяют на визуальные, аудиальные и кинестетические.

Часто используется, особенно в политической рекламе, метод, который в психотерапии имеет название  “ 3-2-1”. Метод использует “согласие по инерции”: человеку предлагаются несколько очевидных утверждений, с которыми она соглашается, часто просто комментируют окружающую действительность (что она видит, слышит и ощущает), а потом внушают то, чего пока что нет.

Распространен в политической рекламе также метод “тройной спирали М.Эриксона”. Излагается определенная история, мысль или идея, посреди нее перерывают и начинают излагать другую историю или мысль, которая также перерывается посредине. Потом полностью рассказывается третья история/мысль, и заканчивается вторая, после чего завершается первая. При этом первая и вторая история полностью осознаются и запоминается человеком, а третья быстро забывается и проходит в  подсознание. Именно в третью историю вкладывается инструкция для несознательного усвоения. “Спиральная техника” разрешает предрасположить и постоянно держать внимание аудитории, скрыто, неявно проводить гипнотический транс и осуществлять внушение. “Спиральную технику” используют для личного выступления оратора перед телевизионной и радио аудиторией, а также  в телевизионной рекламе. (Горин С. Нэлпер в свободном полете: НЛП в психотерапии и вне ее. – Канск, 1997). 

Метод “кавычек” - оформление выражения как сказанного другим человеком. С помощью кавычек маскируется внушение. (Например: И он сказал мне: “Тебе поможет  лишь лекарство Z ”). При этом сознание человека не совершает сопротивления внушению, поскольку оно поступает не от самого оратора.

Интересны также лингвистические стратегии транса: трюизм; иллюзия выбора; команда, скрытая в вопросе; пресуппозиция; использование противоположностей; полный выбор. Каждая из приведенных лингвистических стратегий позволяет получить результат без сознательного сопротивления приказу, поскольку к прямым командам у человека быстро формируется невосприятие.
 
Трюизм описывает гипнотическую команду как качество, которое присущее всему людям: команда: покупайте – трюизм: все любят покупать, всем нравится покупать. Примеры рекламных трюизмов: Все любят “Мамбу”, Б.Г. Ельцин - Президент всех россиян (кампания президентских выборов в России, весна-лето 1996 г.), "Ощадливий купує в Майстрі”,  и т.д.

Иллюзия выбора также довольно часто встречается в рекламных сообщениях. Здесь потребителю предлагается мнимый выбор: команда: покупайте! – иллюзия выбора: Вы можете купить упаковку в 200 граммов или 400 граммов, Вы можете купить продукт в красной или белой упаковке и т.д. Потребитель, выбирая между “ Кока-Колой-Лайтс” или “ Кока-Колой-Ванилла”, все равно приобретет товар компании “Кока-Кола”.

Пресуппозиция – стратегия, в которой рекламист дает команду в предыдущем действии или условии для выполнения какого-то другого действия, менее значимой, чем команда и таким образом, легко контролируемой. При этом собственно команда цензуры сознания избегает. В гипнозе эта команда выглядит так: “Прежде чем погрузиться в гипнотический транс, сделайте глубокий вдох и выдох”. В данной стратегии последовательность составляющих имеет решающее значение:

1) поворот, который указывает на время, последовательность или условие осуществления действий
2) гипнотическая команда
3) менее значимое действие, выполнение которого можно проконтролировать сознательно.
Т.е., команда: Покупайте! – пресуппозиция: прежде, чем Вы купите товар, обратите внимание на низкую цену; после того, как Вы купите товар, порадуйте подарком ваших близких и т.д.

Команда, скрытая в вопросе – широко распространенный прием в рекламной практике и в повседневной жизни: прямой приказ: покупайте!– вопрос: знаете ли Вы, что только у нас, покупая товар, Вы получите скидку? Или Вы помните что-то вкуснее? и т.д.

Использование противоположностей – распространенная стратегия в психотерапевтической практике. Здесь, как и в предыдущий языковой стратегии, большое значение имеет последовательность составляющих предложения:

1) чем
2) действие, которое происходит в данный момент
3) тем
4) команда, гипнотическая инструкция в настоящем или будущем времени
Таким образом, команда: Покупайте! – использование противоположности: Чем больше Вы думаете, тем более аргументов  в пользу товара находите; чем дольше Вы читаете рекламу, тем больше понимаете, что это нужно купить и  т.д.

Лингвистическая стратегия полного выбора заключается в том, что пересчитываются все варианты поведения потребителя, но при этом невербально обозначается желательный и нежелательный. Данная стратегия применяется не только в теле- и радиорекламе, но и в печатных СМИ с помощью выделения шрифтом, цветом и др.

Внушение и технологии наведения транса широко используются в рекламе. Многочисленные техники влияния на сознание и подсознание человека были разработаны  в психотерапии прежде всего с целью лечения. Последствие их массового использования с рекламными целями на огромных аудиториях окончательно не изучены.

Автор: Инна Машек

Кредиты населению сейчас обретают все большую популярность,можно даже микрозаймы в Москве быстро оформить онлайн, как здесь: http://moskva.finansit.ru/mikrozaimy.

 





Комментарии

Еще никто не оставлял комментариев к данному материалу.

Добавить комментарий



Похожие статьи

  • ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС «МУЗЫКА В РЕКЛАМЕ» ОТ 433 SOUND AGENCY
    3 апреля 2019 в Moscow Music School стартует практический курс «Музыка в рекламе», посвященный созданию музыкального контента для рекламных роликов. Участники интенсива смогут разобраться в особенностях написания музыки для рекламы, получат понимание жанровых принципов и опыт в решении всех прикладных задач, необходимых для работы в индустрии.
  • Применение широкоформатной печати в рекламе
    Широкоформатная печать – это цифровая печать на рулонных материалах (виниловая пленка, бумага, баннерная ткань, сетка). Предназначена для изготовления плакатов, растяжек и элементов более сложных конструкций наружной рекламы. Печать производится на широкоформатных плоттерах различной ширины.
  • Красота родом из Швеции – Мурад и Наталья Османн в новой рекламе Oriflame
    В новой рекламной кампании бренда Oriflame Мурад и Наталья Османн, ставшие известными как творческий тандем #FollowMeTo, открывают для себя Швецию и шведский взгляд на красоту.
  • Роль вывески в наружной рекламе
    Что нас часто заставляет не пройти мимо и заглянуть в тот или иной магазин? Конечно же это вывеска на магазине. Фото с иллюстрацией продукции магазина или удачное название, привлекает клиентов и побуждает их зайти в магазин. Именно поэтому каждый владелец, владеющий информацией, хочет установить яркую оригинальную вывеску.
  • PPC Day: ежегодная бесплатная онлайн-конференция по контекстной рекламе
    Хотите узнать, как извлекать максимальный эффект из рекламы и как не потратить бюджет впустую? Тогда это мероприятие то, что заинтересует вас.
  • Рианна снялась в пикантной рекламе своего бренда нижнего белья
    Рианна представила 22 ноября 2018 года новую коллекцию нижнего белья своей марки Savage X Fenty. По традиции, она сама выступила в качестве модели. Певица позирует в постели топлесс, в ярко-красных трусах, черных бархатных перчатках до локтя и черных же чулках и туфлях на шпильках.
  • В рекламе украинского бренда Bolgrad разрушили винно-снобские правила
    В современной винной культуре больше правил, чем самого вина. Чтобы решить эту проблему, Bolgrad запустил новую коммуникационную платформу о вине, которое не мешает наслаждаться жизнью. Первый ролик-манифест не просто разрушает винно-снобские правила – он их игнорирует.
  • Социальной рекламе против СПИДа нашлось место в наружной рекламе
    Социальная реклама против СПИДа «СНІД - не порушуй Правил!»  получила жизнь в наружной рекламе, несмотря на предвыборную кампанию и трудности, которые возникают при размещении некоммерческого продукта.
  • «Транс-М-Радио» просит сменить состав Нацсовета по телевидению и радиовещанию
    Учредители, редакционный совет и творческий коллектив крымской локальной радиостанции «Транс-М-Радио» (ООО «Студия Артэкс») обратились с открытым письмом к депутатам Верховной Рады Украины, которых призвали содействовать кадровым изменениям в Национальном совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания.
  • Рекламные компании "Биг Борд", "Адвайс" и "Транс-Медиа" поддержали социальную акцию "Серце, не спи".
    Социально-благотворительная акция "Серце, не спи", инициатором которой выступил музыкант Павел Гудимов, вступила в свою заключительную стадию, когда уже можно подвести предварительные итоги. Акция стартовала в первых числах декабря 2005 года премьерой клипа на одноименную песню на канале "М1". Следующим этапом акции стала рассылка открытого письма Павла Гудимова ведущим средствам массовой информации. Главная цель акции собрать денежные средства на покупку необходимого оборудования для детского отделения Института сердечно-сосудистой хирургии им. Н.Н. Амосова.
Приглашение на выставку рекламы и полиграфии RemaDays Киев