Эта модель, всего пару лет назад очень модная, обещала стать альтернативой традиционной схеме финансирования стартапов. Коллективное финансирование казалось хорошим выходом для тех, кому не приходится рассчитывать на поддержку крупных инвесторов, спонсорство известных марок и компаний. Но в кризис краудфандинговые платформы замерли, особенно в России. Потенциальные инвесторы решили придержать свои деньги.
ВЕРИШЬ – ПЛАТИ
SellaBand начал свое существование в августе 2006 г. Как уверяет автор проекта Пим Бэтист, четкого плана заработать у него не было. Он просто хотел дать своим друзьям -андеграундным исполнителям панка и электроники – возможность выпустить свои альбомы. О контракте со звукозаписывающей компанией и мечтать не приходилось, денег на самостоятельную запись у них, тем более, не было. Пим подумал, что у каждого есть друзья и друзья друзей; и если ему лично эта музыка нравится, то неужели не найдется еще 5 000 человек, которые передадут друг другу ссылку и которым она тоже понравится? Если каждый из них пришлет $10, этого хватит на запись и небольшую раскрутку. Все равно что «письма счастья», в которые надо было вложить рубль. С той только разницей, что музыканты в течение пяти лет делят с инвесторами всю прибыль от продаж музыки в сети.
Первым инвестором SellaBand стала мама Пима, а первые $50 000 удалось собрать чуть меньше, чем за два месяца. Вкладчиков стали называть believers: они настолько верят в успех команды, что даже готовы ее финансировать. SellaBand сама занимается записью и распространением музыки. Как только один из участников набирает на сайте нужную сумму, его записывают и начинают продвигать. Сейчас меломаны вложили в неизвестных исполнителей уже порядка $5 млн. Сбор денег достаточно открыт: «верящие» получают от компании номера своих «акций», видят на сайте, какой объем средств уже собран. Если порог еще не достигнут, можно передумать и отдать свои деньги другой команде.
SellaBand – один из первых и самых удачных примеров краудфандинга. Кризис на финансовом положении компании пока не сказался. Пим считает, что фанаты есть и будут всегда, и им не жалко отдать $10 понравившейся группе. Но краткосрочный успех одного проекта еще не означает, что модель жизнеспособна. Вслед за SellaBand появились десятки проектов, предлагающих купить еще не существующую музыку: I am Varity, Artistshare, Slice the Pie и др. Но только SellaBand добился известности, чувствует себя уверенно, не боится отчитываться о доходах и вложениях. Понять, кого и как финансируют другие проекты, куда сложнее. У многих, судя по отсутствию обновлений, дела идут более чем скромно. Например, Slice the Pie в последний раз профинансировал музыкантов в декабре 2008 года. С тех пор никому не удалось набрать искомые £15 000.
НЕПРОЗРАЧНАЯ МОДА
По идее, краудфандинговые платформы – это возможность для молодых талантов выбиться в люди. CatWalk Genius, работающая по тем же принципам, что и SellaBand, помогает дизайнерам одежды выпустить собственные коллекции. Компания основана два года назад в Дублине и особых успехов пока не добилась. На то, чтобы собрать первому дизайнеру £50 000 фунтов, ушло более полугода. «Я сначала была потрясена тем, какая это изумительная концепция! Ведь если я вкладываю в модели этого дизайнера, я могу как-то их менять под себя, под свой вкус. Когда я начала разбираться, стало понятно, что, на самом деле, ничего толком изменить нельзя. Ты просто даешь денег, а они просто делают одежду. Ты не можешь повлиять на дизайнера, это такая же мода без индивидуальности», – так пользователь Бет объясняет, почему не стала ничего вкладывать. Недостаток креатива и «взрывных идей» – не единственная ошибка, допущенная создателями CatWalk. Другой минус – непрозрачная система сбора средств.
Хелен Браун, соосновательница CatWalk Genius и бывший финансист, пока что полна оптимизма: экономический спад, по ее мнению, не сильно ударит по сфере моды. Тем более что речь идет о прет-а-порте: недорогие дизайнерские вещи будут по-прежнему пользоваться спросом. Но как этот спрос стимулирует коллективное финансирование? Пока – не особенно. Возможно, любители моды отличаются от любителей музыки: если им понравился молодой дизайнер, то им удобнее поддержать его, просто купив вещь в интернет-магазине.
В начале этого года открылась чикагская компания Cameesa, запросы которой гораздо скромнее. На производство футболок определенного дизайна автору надо набрать всего $500, вносить можно по $20 – 80. Результаты обескураживающие: пока лишь один автор смог набрать такую, казалось бы, смехотворную сумму. Еще в начале прошлого года краудфандинговые платформы переживали бум – они появлялись десятками. Но кризис смешал карты. За последние полгода не анонсировано ни одного крупного проекта, а те, что родились раньше, по большей части замерли. В ожидании интереса пользователей или просто какого-нибудь чуда.
ПЕЩЕРНЫЙ БИЗНЕС
В России краудфандинг так и вовсе находится на пещерном уровне. Проект для спортивных фанатов (такое «финансирование толпы» в мире считается самым простым) «Мой футбольный клуб», созданный два года назад, еле-еле подбирается к 4000 участников. При годовом взносе 1500 руб. и рассчитанном на сайте бюджете команды $400 000 в год, надеяться на скорое появление управляемого фанатами клуба не приходится. Участников привлекают вяло, а те, кто уже вступил в траст, жалуются, что ничего не происходит. Большинству совершенно непонятно, на что конкретно пойдут собранные деньги, и когда уже что-то сдвинется с мертвой точки.
Один из свежих экспериментов в этой области – сайт неизвестного пользователя, озаглавленный Vdele.com. Автор решил собрать небольшую по европейским меркам сумму – всего 600 000 руб. – и организовать компанию по продвижению других стартапов (сильно напоминает анекдот о том, как воодушевленный рекламой в газете предприниматель заказал книгу-бестселлер, описывающую гарантированные способы заработка. В полученной им книге были сплошь белые страницы с одним лишь советом в начале: «Делай, как я»). Но с марта, когда был открыт сайт, на счету накопилось всего 9950 руб. Доверия у пользователей идея явно не вызвала. На запросы Slon.ru автор так и не ответил.
Ожидание обмана, говорят эксперты, больше всего мешает развитию краудфандинга в России. Но есть большие сомнения, что и на Западе «финансирование толпой» пройдет кризисный тест. Краудфандинг – это во многом эмоции, а не прагматичный расчет, скорее, символическое обозначение поддержки, чем способ заработать. Это мотивация не частного инвестора, а частного благотворителя. И на этой мотивации можно сыграть: когда всю экономику несет по волнам роста, почему не поделиться копейкой с теми, кто тебе симпатичен? Но в черный день – не до сантиментов. А коммерческая состоятельность проектов, какие предлагаются на краудфандинговых платформах, под большим вопросом. Они изначально не проходят фильтр банковской системы кредитования или, допустим, венчурного финансирования. Для инвесторов это – своего рода «русская рулетка». Весело и безрассудно.
Источник: www.slon.ru
Перепечатано с: www.mediabusiness.com.ua
8 апреля в отеле Radisson Resort Завидово состоялась церемония награждения лауреатов IV Ежегодной Национальной Программы «Лучшие социальные проекты». Программа «Чистые ладошки» ТМ Tork получила награду в категории «Образование и наука».
В середине апреля были традиционно объявлены победители крупнейшей международной премии в области дизайна A’ Design Award & Competitions. В их число вошел фильм «Незламна /Battle for Sevastopol», единственный обладатель «платины» в номинации A' Movie and Animation Design Award 2015—2016 за дизайн титров для телеверсии.
24 марта стартует второй этап конкурса Ukrainian E-commerce Awards 2016 –всеукраинское голосование в номинации «Выбор потребителя».
FASHION HOUSE Group, ведущий девелопер и оператор аутлет-центров в Центральной и Восточной Европе, представит российские проекты на международной выставке торговой недвижимости MAPIC 2015.