5 мифов об авторском праве на контент в Интернете

24 июля 2014 г.

Миф №1. Контент, выложенный в свободный доступ, можно безвозмездно и без разрешения копировать, надо только указать имя автора и источник

«Мы не хотим присваивать заслуги других авторов, просто собираем различные материалы на своем ресурсе. Мы же берем материалы из открытого доступа и указываем имя автора, значит, ничего не нарушаем».

Звучит логично. Мы надеемся, что эта логика в будущем будет в законе. Пока же, к сожалению, это не так.

Busted!Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением)!

­

- Где это написано?  абз.2 п.1 ст. 1229 Гражданского кодекса РФ

Если автор в явном виде не согласился на копирование своего материала, то использование этого материала будет незаконным и влечёт ответственность.

- И как сделать правильно?

Спросить разрешения у автора. При условии указания имени автора и источника публикации, как правило, все авторы согласны на копирование своих материалов.

- А если не удается выйти с автором на связь?

Включите в правила пользования сайтом раздел об урегулировании споров с авторами, в котором провозгласите свою добросовестность, приверженность принципам авторского права и готовность убрать материал по первому обращению автора. Скорее всего, это позволит вам избежать иска.

Миф №2. Права на контент в соцсети нельзя защитить

Мы ведем аккаунт компании в соцсети и вдруг обнаруживаем, что аналогичная подборка материалов копируется в аккаунте конкурента. Естественно, в Гражданском кодексе такого результата интеллектуальной деятельности как аккунтв соцсети нет. Значит, защита невозможна?

Busted! Аккаунт можно рассматривать как минимум с точки зрения трех объектов интеллектуальной собственности (сложный объект, составное произведение и база данных) и получить соответствующую защиту.

- И как сделать правильно?

Защищать аккаунт как прямо поименованные в законе результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Варианты оформления прав и условия охраноспособностидля страницы в соцсетипредставлены для наглядности в таблице:

Миф №3. Права на созданный работником контент автоматически возникают у компании

Поскольку сотрудник работает в компании по трудовому договору все созданные результаты считаются интеллектуальной собственностью самой компании. Следовательно, компания может передавать права на эти результаты своим заказчикам и получать за них деньги.

«Мы платим сотруднику зарплату и в трудовой договор включили «хитрый» пункт, что всё созданное работником поступает в собственность компании. Это 100% гарантия!»

Busted! Это самый распространенный и, пожалуй, самый вредный миф.

Автором результатов интеллектуальной деятельности всегда является физическое лицо и первоначально права возникают у автора. Компания не может сама творить, это может делать только человек или коллектив авторов.

- Где это написано?

п.1 и п.3 ст.1228 ГК РФ

По российскому праву, в отличие от законодательства США, компания не может стать первоначальным  правообладателем авторских прав просто на основании закона. В США права на созданные сотрудниками творческие результаты «автоматически» становятся собственностью компании («эхо рабовладельческого строя»). В отечественном правопорядке, к сожалению или к счастью, так не происходит.

- И как сделать правильно?

Чтобы подтвердить свои права на программное обеспечение компания должна иметь документы, которые подтверждают основания перехода прав от собственных работников.

Для получения прав от сотрудников недостаточно заключить стандартный трудовой договор и прописать в нем «хитрый» пункт. Для действительности получения прав от работника необходимо четко и последовательно в отношении каждого результата готовить следующие документы:

(1)  грамотный трудовой договор, в котором должны быть предусмотрены дополнительные обязанности работника по осуществлению интеллектуальной деятельности;

(2)  формализованный документ, в соответствии с которым можно идентифицировать каждый служебный результат интеллектуальной деятельности (например, спецификация);

(3)  служебное задание,  по итогам выполнения которого должен быть получен результат;

(4)  акт о передаче результата от работника работодателю;

(5)  соглашение о выплате авторского вознаграждения, которое в противоречии с еще одним распространенным мифом никогда не совпадает с заработной платой.

- Нам не нужно столько бумаг и бюрократии, это непосильно для интернет-проекта!

Во-первых, все-таки это ваша интеллектуальная собственность и, возможно, самый ценный, а то и единственный актив, который есть в вашем проекте. Во-вторых, бумажную бюрократию можно автоматизировать и полностью перевести в электронную форму, используя различные программные решения для совместной работы сотрудников.

Миф №4. Надо всегда спрашивать разрешение автора при копировании материалов

«Мы свято чтим авторское право и хотим спрашивать разрешение на копирование материалов у всех авторов».

Busted! Совсем не обязательно.Закон предусматривает целый ряд случаев, в которых не надо запрашивать разрешение у автора при использовании его произведений.

- Где это написано?

Свободному использованию произведений посвящены ст.ст. 1273-1280 ГК РФ.

В частности, допускается без согласия автора цитирование в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати.

- А как сделать правильно?

Изучите полный список исключений, когда можно использовать произведения без согласия автора. Возможно, в вашем проекте эти исключения имеют существенное значение. Вы сможете сэкономить много времени на переговоры с авторами и денег на выплату авторских вознаграждений, воспользовавшись ограничениями закона.
Например, такой объект авторских прав как песни, почти никогда не требует получения согласия правообладателей на использование, достаточно просто выплатить авторское вознаграждение через Российское авторское общество (см. ст.ст. 1243, 1326 ГК РФ).

Миф №5. Автор всегда может потребовать компенсацию за использование его материалов

«За использование контента, который маркирован копирайтом (с), всегда надо выплачивать вознаграждение автору».

Busted! Во-первых, для бесплатного использования произведений также существуют исключения (см. миф №4). Во-вторых, далеко не весь контент охраняется авторским правом. Например, так называемые «продающие» и рекламные тексты, телепрограммы, прогнозы погоды и т.д., безусловно, являются результатами интеллектуальной деятельности, но они  имеют мало шансов получить защиту в суде, поскольку не являются результатами творческими.

- Где это написано?

ст.ст. 1273-1280 ГК РФ (исключения), п.1 ст.1228 ГК РФ (обязательный творческий характер деятельности по созданию произведений).

- А как сделать правильно?

Критически оценивайте каждый материал, который хотите использовать. В случае сомнения можно посмотреть аналогичную судебную практику и проверить, получают ли данные объекты интеллектуальной собственности защиту в суде.

Выводы:

Практика показывает, что авторские права могут быть мощным инструментом для получения доходов в интернете, поэтому интеллектуальную собственность иногда называют нефтью XXI века.  Однако обращаться с ней нужно весьма осторожно.

Интеллектуальная собственность – это не юридическая абстракция. Это реальный инструмент для легализации собственных доходов от использования контента в интернете. И пользоваться этим инструментом нужно грамотно, как для наращивания собственных возможностей для увеличения прибылиинтернет-проектов, так и во избежание ответственности за нарушение прав третьих лиц.

Кирилл Митягин, кандидат юридических наук, партнёр в Nevsky IP Law nevskylaw.ru





Комментарии

Еще никто не оставлял комментариев к данному материалу.

Добавить комментарий



Похожие статьи

  • Роль мифов среди игроков в игровые автоматы
    Игровые автоматы на сегодняшний день известны если не всем, то очень многим. Но несмотря на современность и век технологий, вокруг игровых автоматов вертится очень много разных мифов. Связано их появление с простым незнанием многих пользователей.
  • Почему среди игровых автоматов так много мифов?
    Игровые автоматы занимают не последнюю роль в жизни социума. Их популярность в последнее время нельзя оставить без внимания, и связана такая популярность отчасти с влечением к азарту, которое присуще всему человечеству еще с начала истории.
  • Роль мифов в жизни игровых автоматов
    Про игровые автоматы на сегодняшний день знают если не все, то очень многие. Это и не удивительно, ведь на данный момент игровые автоматы находятся на пике своей популярности.
  • 5 мифов о PR-стратегии
    Как показывает практика, разные люди и организации понимают смысл и необходимость PR-стратегии по-разному. Мы собрали пять самых распространённых заблуждений об этом документе, чтобы вы показали их своему шефу, коллеге, заказчику или поставщику во избежание недопонимания и недоразумений.
  • 5 мифов об авторском праве на контент в интернете
    Миф №1. Контент, выложенный в свободный доступ, можно безвозмездно и без разрешения копировать, надо только указать имя автора и источник
  • Как не попасться на уловки мифов среди игровых автоматов
    Игровые автоматы имеют огромную популярность на сегодняшний день. Связано это с тем, что тяга к азарту была присуща человечеству еще с начала истории. Прототипы современной игры в кости встречаются на настенных рисунках древних цивилизаций.
  • Суд ЕС отказал Coca-Cola в исключительном праве на форму бутылки

    Новый дизайн бутылки Coca-Cola не признали товарным знаком.

  • Yahoo пожаловался на "неконституционный" закон об авторском праве в Германии

    Компания Yahoo пожаловалась в Федеральный конституционный суд Германии на закон об авторском праве

  • РАЭК отказала прокуратуре в праве блокировать сайты за экстремизм
    Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) выступила с критикой внесенного в Госдуму законопроекта, предусматривающего досудебный порядок блокировки подозреваемых к экстремизме интернет-сайтов.
  • Интернет-покупатели не знают о праве на возврат
    56 процентов английских покупателей просто не знают о своем праве на возврат товара, предоставленном им правилами дистанционной торговли. Об этом свидетельствуют результаты исследования по вопросам соблюдения прав потребителей при торговле через Интернет, которое опубликовала недавно Английская Торговая служба. Исследование также выявило, что 29 процентов опрошенных не в курсе того, где они могут получить консультацию относительно своих прав. Хотя, по подсчетам торговой службы, покупатели могли бы сэкономить от 150 до 240 миллионов фунтов в год. Кроме этого, очень часто покупатель сталкивается с непредвиденными наценками, о которых узнает уже тогда, когда оформляет покупку - и платит их. А все покупатели вместе платят лишнего до 100 миллионов фунтов ежегодно.
Приглашение на выставку рекламы и полиграфии RemaDays Киев